Я прижимаюсь к ним И слышу стоны. Глухую боль Осколков большого сердца. Мой взгляд каменеет. Уже не скульптор. Почувствовавший каменную боль. Я - большой камень У ожидающей лодки.
Для горожанина таинственный образ сада - почти то же, что желанный источник для блуждающего в пустыне. После мегаполиса, напоминающего огромное шумяшее и дымяшее предприятие, природа за городом прямо - таки шокирует своей чистотой и откровенностью. Как сохранить ее живительную силу в своей усадьбе, создать не жалкое подобие, не пластмассово-иеллофановую пародию, не карикатуру, а истинный оазис, в котором можно не только отдохнуть и подпитаться энергией, но и пережить катарсис?
Даже не пытайтесь добиться этого с помощью каких-то типовых, шаблонных действий. Насмотревшись журналов и реализовав приглянувшуюся вам идею у себя в саду, вы потом не избавитесь от чувства, что он вам уже не родной, а какой-то стандартный, инкубаторский. И, конечно, лучше обойтись без «милых» магазинных штучек. В вашем саду должны быть только природные материалы, а объекты - единственные в своем роде, хранящие в себе частичку души создавшего их мастера. Только они дают ощущение сопричастности, тогда как «обмылки» массового производства генерируют отчужденность.
Что может быть лучше для сада, чем камень - великолепный природный материал, использовать который можно как в «диком», так и в «облагороженном», «окультуренном» виде. В попытках восстановить живую связь с природой, мы неосознанно тянемся к камню, который воплощает в себе образ вечности, внушает чувство надежности, защищенности, стабильности. Свидетельство тому - наши сады, изобилующие альпийскими горками,рокариями и прочими декоративными композициями из природного камня и растений.
Гораздо реже в садах можно увидеть художественные работы, скульптуру из природного камня. А между тем декоративная скульптура прекрасно дополнит и подчеркнет оригинальные решения ландшафтного архитектора. Скульптуры, с которыми я хочу вас познакомить, выполнены из гранита и базальта. Работать с этим природным материалом, уступающим по прочности лишь кремнию и алмазу, непросто. Но все трудности компенсируются широкими возможностями обработки поверхности камня, использования тоновых градаций, сочетания разных фактур и, главное, впечатляющим качеством завершенного объекта.
Скульптура может быть реалистичной - например, художественный образ отсылает нас к какому-то персонажу живой природы. Или абстрактной, декоративные ритмы и объемы которой вызывают различные музыкальные или философские впечатления. Абстрактная скульптура освобождает реальный мир от прозаичности, буквальности и прямолинейной однозначности, превращая сад в сцену, где разыгрывается мистерия.
Характер абстрактной скульптуры тоже различен - от лаконичной цельной формы до рельефной проработки с использованием природных фактур и цветных керамических вставок. Такова, например, декоративная абстрактная композиция «Вчерашние сны». В вертикальной системе координат она символизирует мир вечного сна и рождения новой жизни. Изматывающие, запутанные сны заканчиваются утром, олицетворение которого - живые растения, венчающие скульптуры, а вся символическая тяжесть сна как бы уходит в землю по темным рельефным лабиринтам. Растения посажены в специальные керамические навершия. Внутри них размещены оригинальные горшки с цветами, которые при первых же холодах можно вынуть и до весны украсить ими интерьер дома.
Скульптуры персонажей живой природы также несут символическую нагрузку: змея - символ мудрости, ящерица - вечности, времени и соединения разных стихий, хамелеон - перевоплощения. Поселите этих персонажей в своем саду, и его пространство станет мудрее, гармоничнее и обретет способность к трансформации.
Фото работ наших дизайнеров Вы можете посмотреть в Фотогалерее |